«ВМ-Транс»

предоставляет коммерчески и технически исправный годный под погрузку подвижной состав

«ВМ-Транс»

предоставляет в аренду подвижной состав в заявленном клиентом количестве на определенный период без ограничения районов курсирования вагонов

«ВМ-Транс»

организует все виды текущих и деповских ремонтов

«ВМ-Транс»

осуществляет диспетчерский контроль за движением вагонов и своевременной подачей вагонов под операции погрузки

РЖД сортирует грузы

ОАО РЖД предложило Минтрансу внести в железнодорожное законодательство изменения, которые позволят пропускать вне очереди некоторые категории грузов, а также предоставлять приоритет тем, кто инвестирует в расширение пропускной способности сети или с кем заключен договор take-or-pay и получена предоплата за перевозку. По мнению собеседников "Ъ" среди грузоотправителей, это радикальное изменение правил игры на железных дорогах, грозящее дискриминацией одних клиентов относительно других.

Гендиректор ОАО РЖД Олег Белозеров 4 марта направил главе Минтранса Евгению Дитриху письмо, в котором предложил поправки к железнодорожному законодательству, многие из которых ранее вызывали ожесточенные споры в сообществе.

Так, предлагается ввести понятие особо значимых грузов, список которых определяет правительство и под которые операторы обязаны предоставлять вагоны и контейнеры. Минтранс ранее говорил, что к приоритетным могут причисляться грузы, перевозимые в государственных или социально значимых целях, по долгосрочным контрактам, перевозки грузоотправителей в адрес портов, в развитие которых они инвестируют, и так далее.

В другом разделе устанавливается возможность заключения с ОАО РЖД договоров на условиях take-or-pay (с ответственностью грузоотправителя за непоставку согласованных объемов груза, а оператора - вагонов под него). ОАО РЖД разрешается получать с грузоотправителя предоплату в годовом объеме, в том числе в целях инвестирования в инфраструктуру.

"Данные договоры могут содержать особый порядок тарификации услуг по перевозке, - гласит документ. - Перевозки во исполнение таких договоров осуществляются в приоритетном порядке". Также в документе появляется новая сущность - "участок с ограниченными пропускными и провозными способностями", по которым перевозки могут осуществляться особым порядком.

Экономические предпосылки этого обсуждения - дефицит пропускной способности железных дорог, ведущих в направлении экспортных портов, при стабильно хорошей экспортной конъюнктуре. БАМ и Транссиб загружены настолько, что ОАО РЖД уже предлагает грузоотправителям ехать через сухопутные погранпереходы в других направлениях. Обсуждение активизировалось с предложением владельца "Сибантрацита" Дмитрия Босова профинансировать второй Северомуйский тоннель на БАМе в обмен на приоритетный пропуск по нему (см. "Ъ" от 27 сентября 2018 года). На прошлой неделе "Ведомости" писали, что господин Босов с этим вопросом дошел до президента. Один из собеседников "Ъ" уверен, что предложение ОАО РЖД связано с запросом господина Босова, но источник в монополии говорит, что такой связи нет. В "Сибантраците" это не комментируют. Другой стимул обсуждения - поручение вице-премьера Дмитрия Козака обдумать приоритетный доступ для перевозок топлива на Дальний Восток. В ОАО РЖД от комментариев отказались. В ФАС "Ъ" сообщили, что данный законопроект в службу не поступал, но "при принятии решений служба будет исходить из интересов развития экономики" и необходимости достижения ОАО РЖД утвержденных правительством показателей.

Опрошенные "Ъ" отправители массовых грузов, в основном угольные и металлургические компании, от комментариев отказались. Источник в совете потребителей ОАО РЖД говорит, что совет "крайне негативно относится к этой инициативе, потому что она противоречит антимонопольному законодательству, закрепляющему равный доступ к объектам инфраструктуры". Другой собеседник "Ъ" среди клиентов ОАО РЖД замечает, что если решено инфраструктуру развивать только на деньги потребителей, то тариф надо снизить до уровня себестоимости, убрав инвестсоставляющую, в том числе дополнительную экспортную надбавку в размере 8%. Источник, близкий к крупному грузовладельцу, говорит, что сейчас законом предусмотрен приоритет перевозки грузов только для ликвидации последствий ЧС. "Введение приоритетного доступа в условиях дефицита пропускных способностей инфраструктуры влечет для потребителей услуг ОАО РЖД высокие риски нарушения условий публичных договоров и понуждения грузоотправителей к заключению договоров на кабальных условиях", - считает он.

Представленный ОАО РЖД проект крайне радикален и не выглядит готовым предложением - скорее, вызовом к обсуждению, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Рынок не готов к столь лобовому нарушению принципа равнодоступности инфраструктуры, которое, конечно, позволит некоторым угольным компаниям улучшить свою логистику, но за счет других грузоотправителей. Торговля пропускной способностью ликвидирует стимулы для ОАО РЖД к расшивке узких мест, отмечает эксперт.

Источник

Все новости